Очень часто неуверенные дети бывают в семьях ответственных и требовательных родителей.
Неуверенность детей в таких семьях возникает от очень высокой меры, с которой дети подходят к оцениванию себя. Конечно, с подачи старших.
Часто родители замечают это, когда психике ребенка уже нанесен определенный ущерб. И встает вопрос: как помочь ребенку?
Рекомендации психологов чаще хвалить ребенка в этом случае плохо применимы. Дети в таких семьях умны и критично настроены ко всему, в первую очередь к себе.
Хорошая новость в том, что можно дать ребенку «противоядие», научить реалистичному взгляду на себя!
Неуверенность запускается мысленным утверждением, которое рождается в человеке в ответ на неудачу или на ожидание неудачи. Именно эти мысли заставляют человека чувствовать себя подавленным и неполноценным.
Наша задача научить ребенка отлавливать эти мысли и находить в них логические ошибки, говоря взрослым языком – когнитивные искажения. Ведь именно извращенное мышление внутреннего критика является причиной страданий неуверенного в себе человека!
Техника, разработанная для самопомощи взрослым людям, отлично подойдет для работы с детьми. Остановимся на трёх самых распространенных когнитивных искажениях:
Ребенок рассматривает единичное негативное событие как свидетельство бесконечной череды неудач.
Примеры таких мыслей: «Со мной не хотят дружить, значит, я не такой как все». «Я не сделал как нужно, значит, я неудачник»…
Крайняя форма сверхобобщения – навешивание ярлыков. Вместо того, чтобы разобраться в проблеме, ребенок вешает на себя ярлык «Я неудачник». Когда чье-то поведение не устраивает, к этому человеку тоже прикрепляется ярлык – «Он плохой, злой, тупой…»
Но человек не вещь, любой ярлык неточен и только мешает думать и разбираться.
Это способ оценивания личных качеств в черно-белых тонах — «Я не добился лучшего результата, значит, это провал». Это вызывает страх перед любой ошибкой, потому что в этом случае ребенок чувствует себя никчемным неудачником. А это больно! Лучше не рисковать и не ошибаться.
Кроме того, нацеленность на завышенные ожидания оборачивается бесконечным разочарованием в себе, ведь идеал на то и идеал, чтобы всегда быть недосягаемым.
Склонность в непонятных ситуациях приходить к негативным выводам, не подкрепленным фактами.
Существует две разновидности этой ошибки: «Чтение мыслей» и «Ошибка предсказания».
Чтение мыслей – делается предположение, что другие люди смотрят свысока, настроены негативно… Ребенок так убежден в этом, что даже не пытается проверить это предположение. Он трактует поведение других, не владея информацией об истинных причинах. Иногда он заранее переходит в атаку. Такая неконструктивная модель поведения может запустить негативную волну в отношениях, хотя изначально причин на это не было.
Ошибка предсказания – ошибка ожидать негативный исход событий и принимать это предсказание как свершившийся факт. «Я не справлюсь, я упаду, я всё испорчу».
Три шага в работе с искаженными мыслями: 1. Услышать их в словах ребенка. 2. Обратить на них внимание ребенка. 3. Научиться давать этим мыслям реалистичный ответ.
В общении с ребенком старайтесь больше слушать, чем говорить. Всегда интересуйтесь мнением ребенка по разным вопросам. Не перебивайте, дайте проговорить всё, что его беспокоит.
Например, на утверждения: «Я никогда ничего не делаю так, как нужно…», «У меня ничего не получается как у других…» можно сказать следующее.
«Ты сейчас говоришь о конкретной ситуации, когда не получилось сделать, как ты хотел. Это правда. Так бывает у всех людей. Но ты говоришь «никогда» и «ничего». Я готова поспорить с этим обобщением, и доказать, что ты гораздо чаще делаешь так, как нужно. Давай вместе вспоминать…»
Примеры могут быть самые простые, но должны быть правдой, и их должно быть много: пришел на занятия вовремя, сделал домашнее задание, не забыл дома дневник, пришел в школу не в пижаме, а в пиджаке… сделал всё, как требуется, разве нет? Можно даже превратить это в маленькую игру, кто больше вспомнит положительных примеров.
«Видишь, сколько ты делаешь, как нужно, и не замечаешь этого. То, что у тебя не получилось в этом случае — это исключение из правил, ты сам видишь. У всех людей такое бывает. Значит, утверждение «никогда» — это неправда по отношению к самому себе».
Нужно объяснить ребенку, что его негативные мысли необъективны. Что они возникли только от чувства разочарования. Потому что он хотел сделать лучше. И это очень хорошо! Потому что когда знаешь, как сделать лучше, у тебя обязательно получится! Нужно только приложить старания. И дальше можно вместе разбираться, что можно предпринять в каждой конкретной ситуации, чтобы прийти к положительному результату.
Считается, что для повышения самооценки достаточно помочь ребенку выключить критический, обвиняющий внутренний голос!
Этот принцип работает и по отношению к самому себе